Пророк Мухаммад

 

1. Откровение ислама, ниспосланное Мухаммаду, было направлено только арабам или всему человечеству?

1. Призывая арабов к исламу, Мухаммад — да благословит его Аллах и приветствует! — сразу сказал им: «Я посланник Аллаха в первую очередь к вам, а также ко всем людям» (хадис — предание о словах и поступках Мухаммада — да благословит его Аллах и приветствует, — переданное по цепочке передатчиков.) Это значит, что ислам изначально был религией, предназначенной для всего человечества. Ислам никогда не был представлен пророком как религия только для арабов, но как религия, предназначенная для всего человечества. В другом хадисе пророк Мухаммад — да благословит его Аллах и приветствует! — сказал: «Каждый пророк посылался к своему народу, а я был посланцем ко всем людям» (этот хадис, переданный имамом аль-Бухари, повторяется во многих местах. См. книгу «ат-Таямум»).

2. Тот, кто внимательно читает аяты Священного Корана, может отчётливо видеть, что Коран призывает людей — всех людей — к религии Аллаха. Это вселенское предназначение Корана ясно, из ряда аятов: «Мы направили тебя только как милость к обитателям миров» (Сура «аль-Анбийа» (Пророки), аят 107).

3. Из вышесказанного следует, что не было никакого изменения в планах пророка — да благословит его Аллах и приветствует, — а были наставления и назидания, ниспосылаемые постепенно. И это логично и естественно. Само собой разумеется, что неразумно и невозможно отменить сразу те обычаи, к которым люди привыкли. Ведь обычаи, укоренившиеся в сердцах людей, очень трудно отменить.

Ислам сначала направил все усилия на акиду (вероучение), стараясь утвердить её в сердцах людей и укрепить её в их умах, чтобы она стала основой исламского шариата и на которую можно опираться, чтобы изменить доисламские обычаи и традиции. Ислам достиг этого рядом наставлений: например, постепенное запрещение вина, ростовщичества, рабства и т.д.

2. Каковы причины многоженства пророка (да благословит его Аллах и приветствует!)?

1. Пророк — да благословит его Аллах и приветствует! — женился на Хадидже, когда ему было 25 лет, а ей в то время было около сорока лет. До него она выходила замуж два раза. Она была его единственной женой до самой её смерти. Он прожил с ней около 28 лет. Он был так верен её памяти всю свою жизнь, что позже некоторые его жёны испытывали в своих сердцах чувство ревности к ней.

2. Жизнь пророка — да благословит его Аллах и приветствует, — его сират (жизнеописание) — известна нам до ниспослания Божественного Откровения и после этого, и она отрицает, что он был якобы страстным мужчиной. Как же может мужчина, которому больше пятидесяти лет, превратиться вдруг в раба половой страсти. Ведь в молодости у него было много возможностей, и если бы он хотел, он мог бы воспользоваться ими, как делают иногда молодые люди. Но он был порядочным и целомудренным человеком. Среди его жён большинство были вдовами. Он женился на них по благородным человеческим или шариатским причинам. Среди этих причин не было страстной любви или половой невоздержанности (См. нашу книгу «Ислам в зеркале западного мышления», стр.31-42).

3. Когда ему было за пятьдесят, он женился на Сауде бинт Зам’а, вдове одного из своих приверженцев. Она не была красивой или богатой, но он женился на ней, чтобы показать, как надо заботиться о семьях своих соратников, которые испытали мучения и изгнание в борьбе за призыв к исламу. Позже он женился на А’ише и на Хафсе, чтобы установить более тесную связь со своими соратниками Абу Бакром и Умаром.

4. Что касается Умм Саламы, то её муж скончался от раны, полученной во время похода к горе Ухуд. Она была тогда уже старой женщиной, и когда пророк хотел жениться на ней, она извинилась, ибо была немолода. Но пророк успокоил её и женился на ней, исходя из гуманных соображений.

Рамла бинт Абу Суфьян эмигрировала со своим мужем в Абиссинию, но там её муж принял христианство, оставив её одинокой и беспомощной. Пророк — да благословит его Аллах и приветствует! — сообщил ан-Наджаши, (Негус, правитель христианской Абиссинии, под покровительство которого бежала от преследователей большая часть мекканских мусульман, среди них и Рамла бинт Абу Суфьян) что он хочет жениться на Рамле и спасти её от тоски по родине и от её родных в Мекке (в случае её возвращения к ним, после того как она ушла от них и приняла ислам).

Джувайрийа бинт аль-Харис была среди пленниц, захваченных во время похода против племени аль-Муссталак. Её отец был главой этого племени. Пророк — да благословит его Аллах и приветствует! — хорошо отнёсся к ней и, женившись на ней, освободил её от рабства. Он также попросил мусульман освободить от рабства всех пленниц из её племени. Что касается Софии, дочери главы еврейского племени Курайз, то пророк женился на ней, предоставив ей свободу выбора: либо вернуться к родным, либо выйти за него замуж. Она выбрала второе, осталась с ним и не вернулась к своим родным (См. Аббас аль-Акад. «Факты ислама и ложные высказывания врагов пророка», стр. 192 и следующие стр., Каир, 1957).

3. Какова вера в Сунну пророка Мухаммада?

(Сунна — образ действий пророка Мухаммада, его поступки и высказывания — один из источников мусульманского вероучения и права)

Некоторые западные учёные, изучающие ислам, высказывают сомнения относительно истинности Сунны пророка Мухаммада — да благословит его Аллах и приветствует! Голдзайхер считает, что Сунна — это изобретение мусульман, живших в первую эпоху ислама (См. нашу книгу «Востоковедение на фоне борьбы культур», изд-во Дар аль-Ма’риф, 1997, стр. 106 и след. стр.)

1. Наш ответ на эту ложь следующий: Сунна пророка Мухаммада — да благословит его Аллах и приветствует! — является вторым источником после Священного Корана и пророку было повелено в Коране передать Откровение, ниспосланное ему Аллахом, а также объяснить это Откровение (Сура «аль-Маида» (Трапеза), аят 67; сура «аль-Нахль» (Пчёлы), аяты 44, 64).

Это объяснение является Сунной пророка, которая включает его высказывания, образ действия, поступки и указания. Указывая на необходимость следовать Сунне, сам пророк в своей известной речи во время последнего прощального хаджа (паломничества) сказал: «Я оставил вам две вещи, после которых вы не заблудитесь, это Книга Аллаха и моя Сунна» (Этот хадис пророка Мухаммада был передан аль-Хакимом в ал -Мустадраке).

2. Мы не отрицаем, что имеется много неверных хадисов, которые приписывались пророку — да благословит его Аллах и приветствует, — и это было известно знатокам ислама на протяжении всей истории ислама. Поэтому они никогда не упускали из виду необходимость уточнения в передаче хадисов. Коран обязал их следовать важнейшему правилу, как одной из основ исторической критики, о чём сказано в Коране (Сура «аль-Худжурат» (Покои), аят 6). Это правило указывает на то, что правдивость как свойство рассказчика является важным фактором в оценке его рассказа. Мусульманам было очень полезно руководствоваться этим правилом, применяя его к передатчикам хадисов пророка. Применение этого критического подхода к передатчикам хадисов было основой, на которой постепенно развивались правила исторической критики (См. д-р Мухаммад Икбал «Возрождение религиозного мышления в исламе», стр. 160 и далее).

3. Исходя из важности Сунны для ислама, мусульманские учёные приложили огромные усилия для доказательства достоверности хадисов и отделения подтверждённых хадисов от неподтверждённых. Мусульманские знатоки создали новые методы изучения хадисов пророка для достижения этой цели: учение «аль-рижаль», учение «иснад» (иснад — цепь передатчиков хадиса.) учение «аль-джарх», учение «ата’дил» и другие. Все эти учения проверяют передатчиков хадисов и изучают их состояние (явное и скрытое), чтобы убедиться в верности того, что они передали от пророка. Это особенно важно, потому что сам пророк предупреждал о возможности ложной передачи хадисов. Он сказал: «Кто намеренно передаёт ложь обо мне, тому уготован ад» (передано аль-Бухари и Муслимом).

4. Как образец огромной работы знатоков ислама в деле установления достоверности хадисов пророка, мы укажем на усилия, приложенные имамом аль-Бухари (810-870), который посвятил всю свою жизнь служению исламу. Этот учёный собрал более полумиллиона хадисов, приписываемых пророку — да благословит его Аллах и приветствует! После тщательного исследования и внимательного изучения, применяя метод точного научного подхода и придерживаясь строгого правила отбора, он включил в свой Сахих только около девяти тысяч хадисов. А если вычеркнуть из них повторяемые хадисы, то в Сахихе аль-Бухари останется только около трёх тысяч хадисов. Таким же путём шли и другие знатоки ислама в собирании хадисов.

5. Вследствие огромных усилий, приложенных знатоками хадисов, в деле установления достоверности хадисов пророка, мусульмане подтвердили истинность шести книг хадисов, а именно: «ас-Сахих» аль-Бухари, «Сахих» Муслима, «Сунан» ан-Наса и «Сунан» Абу Дауда, «Сунан» ат-Термизи и «Сунан» Ибн Маджи. Имеется много исламских книг, в которых даны хадисы, истинность которых не вполне установлена, и хадисы, сочинённые другими, число таких хадисов достигает десятков тысяч. Знатоки ислама проделали огромную работу, отдавая все свои силы и знания установлению истинности Сунны пророка, поэтому нет никакого повода подвергать сомнению истинность всех хадисов.

4. Имеются ли противоречия в хадисах пророка?

Одна из причин, вызывающих ложные сомнения в хадисах пророка, та, что иногда встречаются противоречия среди них, и, следовательно, это значит, что их назидания не обоснованны. В ответ на эту ложь о противоречии мы можем добавить к нашим ответам на эти ложные сомнения следующее:

1. Священный Коран подчеркнул необходимость руководствоваться также и тем, чему учит пророк. В Коране говорится: «Так берите же то, что приказывает вам посланник, и сторонитесь того, что он вам запретил» (Сура «аль-Хашр» (Собрание), аят 7). А в другой суре говорится: «Кто повинуется посланнику, тот повинуется Аллаху» (Сура «ан-Нисаа» (Женщины), аят 80). Хадисы пророка охватывают всё, что он учил нас делать, и всё то, что он запрещал нам делать. Поэтому Сунна Мухаммада — да благословит его Аллах и приветствует! — необходима, и мы должны следовать ей, иначе мы будем в расхождении со Священным Кораном.

2. Нет проблемы в отделении истинных хадисов от недостоверных. В это дело знатоки ислама вложили огромные усилия на протяжении многих веков, как уже было сказано в ответе на предыдущую ложь. Сунну нельзя недооценивать, поскольку она является вторым источником ислама, нельзя упускать из виду этот источник из-за ложных мыслей о том, что существуют противоречия в некоторых хадисах пророка. Эти противоречия, даже если они существуют, совершенно незначительны. Ведь можно доказать истинность этих хадисов, проверив правдивость преданий точными научными методами, разработанными знатоками хадисов.

3. Сунна пророка разъясняет то, что в общем виде ниспослано в Священном Коране. Возможно ли оставить её из-за ложно воображаемых причин? Мы, мусульмане, ежедневно совершаем молитвы таким образом, как разъяснила нам Сунна пророка. Эти подробности совершения молитвы не были ниспосланы нам в Благородном Коране. Есть много и других подобных примеров.

4. Священные Книги предыдущих религий пришли к нам таким же образом, как и хадисы пророка. Никто не требовал от исповедующих эти религии оставить эти религии, ибо в этих Книгах имеются противоречия и недостоверные вести. Ведь разум и логика в таких случаях хотят быть уверенными в достоверности этих преданий. А это то, что делали знатоки ислама относительно хадисов пророка много веков назад.

см. также: Почему Ислам не искажен?

« пред. | содержание | след. »