Исламские походы и сущность Джихада (борьба за веру)

 

1. В чем суть «джихада» (борьбы за веру) в исламе?

1. Термин «джихад» часто переводится на иностранные языки как «священная война«. Ислам не знает такого термина — «священная война». Ислам признаёт только законную или незаконную войну. Термин «джихад» часто понимают неправильно. «Джихад» означает усердие. Отсюда следует, что «джихад» имеет две стороны. С одной стороны, «джихад» — это борьба с личными низменными страстями, с другой стороны, «джихад» — это справедливая война. Общеизвестно, что в исламе первый тип называется большой джихад (усердие в вере), который предполагает борьбу человека со своими низменными страстями, инстинктами, преодоление этих страстей, очищение себя от всех недостатков и отрицательных черт, освобождение себя от зависти и ненависти к другим. Таким образом, человек становится ближе к Аллаху. Второй вид называется малым джихадом, т.е. справедливой борьбой за веру.

2. Справедливое сражение в исламе или джихад (борьба за веру) предполагает лишь отражение нападения. Аяты Корана по этому вопросу ясны и понятны. Аллах разрешил мусульманам воевать с врагами, которые нападают на них. «Тем, которые подвергаются нападению, дозволено сражаться» (Сура «аль-Хадж», аят 39). «Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте (дозволенных границ). Поистине, Аллах не любит агрессивных» (Сура «аль-Бакара» (Корова), аят 190). Это указывает на то, что ислам, хотя и разрешает сражаться, чтобы защищаться, но не разрешает преступать дозволенные границы и совершать агрессию. Ведь Аллах не любит агрессивных. «Если кто преступает запреты против вас, то и вы преступайте против него, подобно тому, как он преступил против вас» (Там же, аят 194). Ненависть ислама к агрессии и кровопролитию является принципиальной позицией ислама. Исключение составляет отражение агрессии. Агрессия против других категорически отрицается исламом и не имеет никакой опоры в нашей религии.

3. Если джихад обозначает борьбу с целью защиты, то это не ограничивается сражением. Джихад может вестись при помощи денег, самопожертвованием, пропагандой или же другими средствами, которые могли бы отразить агрессию. Цель же одна — защита исламского общества и его вероучения (акиды), которое лежит в его основе. Это справедливое право каждой нации, которое признают все международные уставы в современную эпоху.

4. Если же мусульмане почувствуют, что у врага есть желание установить мир и прекратить агрессию, тогда ислам повелевает идти навстречу и принять мир. «Если (неверующие) склонны к миру, то и ты (Мухаммад) склоняйся к миру и уповай на Аллаха» (Сура «аль-Анфаль» (Добыча), аят 61). Кроме того, ислам призывает к мирному существованию со всеми людьми и установлению добрых отношений с ними, пока они будут поддерживать мирные отношения с мусульманами, не затрагивая их. В Коране много аятов, поощряющих мусульман строить отношения с этими людьми на основе справедливости, дружелюбия и благодеяния. «Аллах не запрещает вам являть дружелюбие и справедливость к тем, кто не сражался с вами из-за веры и не изгонял вас из ваших жилищ, — ведь Аллах любит справедливых» (Сура «аль-Мумтахана» (Испытуемая), аят 8). Это указывает на то, что целью ислама является распространение мира, (взаимного) прощения, дружелюбия среди людей и взаимного сотрудничества на благо человека, его счастья и спокойствия. Отсюда следует, что распространяемые международными средствами информации слухи о том, что ислам призывает к агрессии, экстремизму, фанатизму, убийству и терроризму являются лишь злостным и ложным наветом, не имеющим никакой основы в исповедании, учении и назиданиях ислама. Ведь ислам отрицает всё это. Ислам — религия милости, милосердия и мира. Подробнее об этом смотри ниже.

2. Призывает ли ислам к экстремизму и терроризму?

1. Ислам — религия милости, милосердия и прощения. Ислам призывает к справедливости и миру и защищает свободу и честь человека. Это не просто лозунги, которые выдвигает ислам, а это основные твёрдые принципы, на которых основывается вся структура ислама. Аллах послал Своего пророка Мухаммада — да благословит его Аллах и приветствует! — «как милость к обитателям миров» (Сура «аль-Анбийа» (Пророки), аят 107) как сказано об этом в Благородном Коране. Пророк сказал о своей миссии: «Я был послан, чтобы совершить благородные, нравственные деяния» (Хадис был передан имамом аль-Бухари в книге «Единственная литература»).

Ислам дал человеку право на свободный выбор даже в делах вероисповедания: «Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует» (Сура «аль-Кахф» (Пещера), аят 29).

Призыв к исламу основывается на убеждении путём знаний, доброго совета, терпеливой беседы, а не на основе принуждения или гнёта. Ислам повелевает творить добрые деяния и запрещает непристойные предосудительные деяния и беззаконие (Сура «аль-Нахль» (Пчёлы), аят 90). Ислам призывает людей: «Отклоняй зло, добром» (Сура «Фуссилат» (Разъяснённые), аят 34).

Пророк — да благословит его Аллах и приветствует! — простил обитателей Мекки, когда вошёл в неё, несмотря на то, что они причиняли ему и его последователям все виды несправедливости: угнетение, убийства, мучения, сказав им: «Идите, вы свободны!».

2. Имеется полное соответствие между словами ислам и мир. Ведь слово ислам производное от того же корня, что и слово «ас-салам». Аллах описал Себя в Коране как Мир (ас-салам). Мир — по-арабски «ас-салам». Приветствие мусульман «ас-салам» — напоминание о том, что «ас-салам» является всегда главной целью мусульман, и они никогда не должны забывать об этом. Мусульманин в конце своей молитвы — пять раз ежедневно — с приветом ислама смотрит направо в направлении одной половины света, а затем налево, в направлении другой половины.

3. Всё это доказывает, что ислам — религия мира. В этой религии нет места для насилия, фанатизма, экстремизма, терроризма или угнетения, устрашения и запугивания мирных людей, покушения на их жизнь или имущество. Ведь защита основных человеческих прав, в особенности защита жизни, религии, семьи и имущества человека является целью исламского шариата. Отсюда следует, что ислам запрещает агрессию против других в любом виде и в любой степени. Ислам запрещает агрессию настолько, что считает, что агрессия против одного члена общества равна агрессии против всего человечества: «Если кто-либо убьёт человека (не в отместку за убийство другого человека и не в отместку за насилие), то это приравнивается к убийству всех людей. А тот, кто эту душу сохранит, тот как бы всех людей убережёт от смерти и заслужит великую награду от Аллаха» (Сура «аль-Маида», аят 32). Каждый человек сам по себе представляет человечество. Ислам стремится сохранить и защитить это человечество, поэтому ислам учит, что необходимо уважать друг друга, уважать свободу, честь и общечеловеческие права других людей.

Ислам призывает к мирному сосуществованию со всеми народами и к обращению с немусульманами по справедливости, как это сказано в Священном Коране: «Аллах не запрещает вам являть дружелюбие и справедливость к тем, кто не сражался с вами из-за веры и не изгонял вас из ваших жилищ, — ведь Аллах любит справедливых» (Сура «аль-Мумтахана» (Испытуемая), аят 8).

3. Какова позиция ислама относительно фанатизма и терроризма?

1. Ислам абсолютно не признаёт фанатизма, и, следовательно, он не призывает верующих к фанатизму. Источники ислама — Коран и Сунна — не содержат в себе ничего подобного. Призыв к исламу, как указывается в Коране, основывается на мудрости, знаниях, добром совете, спокойных беседах. Всё это очень далеко от любого вида фанатизма. Мы знаем, как пророк — да благословит его Аллах и приветствует! — сказал неверующим в Мекке, которые отвергли его послание и призыв к исламу: «Вам — ваша вера, мне же — моя вера» (Сура «аль-Кафирун» (Неверные), аят 6).

2. Что же касается других предыдущих небесных религий, то ислам считает веру в пророков Аллаха, посланных до Мухаммада, — да благословит его Аллах и приветствует, — одним из основных факторов исламской религии. На это ясно указывается в аяте Корана: «Скажите (о мусульмане!): «Мы веруем в Аллаха и в то, что Он ниспослал нам, и в то, что было ниспослано Ибрахиму (Аврааму), Исмаилу, Исхаку, Йа’кубу и их потомкам, и в то, что было даровано Мусе (Моисею) и Исе (Иисусу), и в то, что было даровано пророкам их Господом. Мы не делаем между ними никакого различия, и Ему мы предаёмся» (Сура «аль-Бакара» (Корова), аят 136).

Ислам не делает никакого различия между пророками, и это пример веротерпимости ислама, которой нет в других религиях. Разве можно говорить о фанатизме в исламе, отличающемся такой веротерпимостью?

3. Ислам призывает всех людей к общению и дружбе, несмотря на их различия. «О люди! Поистине, Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга» (Сура «аль-Худжурат» (Покои), аят 13).

Ислам ясно и откровенно призывает мусульман к мирному сосуществованию с немусульманами, как учит Коран: «Аллах не запрещает вам являть дружелюбие и справедливость к тем, кто не сражался с вами из-за веры и не изгонял вас из ваших жилищ, — ведь Аллах любит справедливых» (Сура «аль-Мумтахана» (Испытуемая), аят 8).

4. Ислам призывает к прощению: «Если вы простите, то это ближе к богобоязненности» (Сура «аль-Бакара» (Корова), аят 237) и к тому, чтобы ответить на зло добром, может быть, враг станет приятелем, как говорится в Коране: «Отклоняй зло, добром, и тогда, в скором времени, тот, с которым ты враждуешь, будет твоим близким другом» (Сура «Фуссилат» (Разъяснённые), аят 34).

5. В хадисе пророка — да благословит его Аллах и приветствует! — сказано: «Облегчайте, а не затрудняйте и обрадуйте приятной новостью, и не отпугивайте». «Проповедовать и обрадовать приятной новостью» — исходит из веротерпимости. Если ислам отвергает фанатизм, то, следовательно, он отвергает и терроризм, и запугивание людей, живущих в безопасности, и убийства. Ислам также считает, что убийство одного — человека приравнивается к убийству всех людей: «Если кто-либо убьёт человека не в отместку за (убийство) другого человека и (не в отместку) за насилие на земле, то это приравнивается к убийству всех людей» (Сура «аль-Маида» (Трапеза), аят 32).

6. На основе всего вышесказанного ясно, что ложное обвинение ислама в фанатизме не имеет под собой никакой основы и никаких доказательств в назиданиях и учениях ислама. Если же среди мусульман имеются фанатики и экстремисты, то это явление не имеет никакого отношения к назиданиям ислама, а исходит из неправильного понимания ислама и ложного объяснения его наставлений. На исламе же нет никакой вины. Необходимо делать различия между веротерпимостью ислама, с одной стороны, и неправильным поведением некоторых мусульман, с другой стороны. Мы знаем, что фанатизм встречается среди некоторых групп во всех религиях. Ведь терроризм стал международным явлением и не ограничен последователями какой-то одной. Это факт, стоящий перед всеми людьми в нашем современном мире.

4. Распространялся ли ислам мечом?

1. В исламе имеется ясное назидание «В религии нет принуждения» (Сура «аль-Бакара» (Корова), аят 256). Поэтому ислам считает, что вопрос о вере и неверии — дело, связанное в основном с волей самого человека и его внутренним убеждением: «Тот, кто желает, уверует (в Аллаха), а кто не желает, пусть не верует» (Сура «аль-Кахф» (Пещера), аят 29). Священный Коран обратил внимание пророка — да благословит его Аллах и приветствует! — на этот факт и объяснил ему, что его задачей является только передача людям призыва к исламу и что он не имеет никакой власти, чтобы обратить их в ислам: «А ты разве стал бы принуждать людей к вере?» (Сура «Йунус», аят 99). «Тебе не положено повелевать ими» (Сура «аль-Гашийа» (Покрывающее), аят 22). «Если отвернутся от тебя (о Мухаммад!), то Мы ведь не посылали тебя стражем для них. Тебе надлежит лишь сообщить Откровение» (Сура «аль-Шура» (Совет), аят 48). Из этого ясно, что Священная Книга мусульман категорически отвергает принудительное обращение в ислам.

2. Ислам определил путь, по которому мусульмане должны следовать в призыве к исламу и его распространении. Этот путь, указанный в Благородном Коране, предлагает призывать к исламу мудростью и добрым увещеванием и вести спор с многобожниками наилучшими способами: «Призывай к пути своего Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с немусульманами наилучшими словами» (Сура «аль-Нахль» (Пчёлы), аят 125). А в суре «аль-Бакара» сказано: «Говорите людям приятное» (Сура «аль-Бакара» (Корова), аят 83). В Коране более ста двадцати аятов, указывающих на то, что распространение ислама основывается на спокойном убеждении, простом учении, чтобы люди приняли или отвергли ислам после его разъяснения им. После похода на Мекку пророк — да благословит его Аллах и приветствует! — отпустил её население, сказав: «Идите, вы свободны!». Так, он не заставил их принять ислам после окончательной победы над ними (См. Мухаммад аль-Газали. «Сто вопросов об исламе», часть 1, стр. 118, 120 и далее, изд-во Дар Сабит, 1983).

3. Мусульмане не принуждали ни евреев, ни христиан принимать ислам. И как мы знаем, второй халиф Умар ибн аль-Хаттаб обеспечил христианскому населению Иерусалима спокойствие в их жизни и безопасность в их церквах. Пророк — да благословит его Аллах и приветствует! — указал в первой конституции Медины после хиджры, что иудеи должны вместе с христианами создавать новое общество в Медине, признавая их право оставаться в своей вере.

4. Немецкий востоковед Зигрид Хонке в своей книге «Аллах совсем другой», отвергая высказывание о том, что ислам распространялся мечом, пишет: «Веротерпимость мусульман играла решительную роль в распространении ислама, и этой реальности противоречат ложные высказывания о том, что ислам распространялся огнём и мечом. Эта ложь стала одним из главных аргументов противников ислама» (Эта книга была переведена на арабский язык под названием «Аллах не такой» и была опубликована изд-вом Дар аль-Шорук).

Общеизвестно, что войска мусульман не совершали походы на юг Азии или на запад Африки. Но ислам распространился там через мусульманских торговцев, которые своим поведением, нравами и хорошим отношением привлекали симпатии людей к своей религии, и люди добровольно принимали ислам.

см. также: Правда и вымысел о мусульманских завоеваниях

5. Были ли исламские походы колонизацией?

1. Исламские походы не были колонизацией. Колонизация, как мы её знаем в современную эпоху, сопровождалась грабежом благ и богатств захваченных стран, разрушением экономики, культуры и цивилизации. Исламские походы не были такими. История свидетельствует об этом. Например, Испания (аль-Андалуз), являющаяся частью Европы, после её завоевания арабами стала процветающей страной во всех областях. Любой объективный историк может сравнить её, когда в ней были мусульмане, с другими европейскими странами, чтобы видеть, какого расцвета она достигла в период исламского владычества. Таково было положение во всех странах, куда вошли мусульмане. Исламские древние памятники культуры, ещё существующие, свидетельствуют об этом.

2. Джизия — это налог, который платило население завоёванных стран за то, чтобы исламское государство обеспечило им безопасность и защиту. Если кто-либо из жителей страны поступал на службу в исламскую армию, то он освобождался от джазии (См. Сэр Томас Арнольд. «Призыв к исламу», перевод Хасана Ибрагима и др., изд-во «аль-Нахда аль-Мисрийя», стр. 79-80).

3. Джихад (борьба) за веру в Аллаха с целью захвата добычи отвергается исламом и считается преступлением. Пророка — да благословит его Аллах и приветствует! — спросили о человеке, который хочет бороться за веру в Аллаха, стремясь приобрести материальные блага. Пророк ответил: «Он не получит никакой награды за это», — и повторил это три раза (См. Мухаммад аль-Газали. «Сто вопросов об исламе», часть 2, стр. 92 и далее, изд-во Дар Сабет, 1984).

4. То, что говорится о том, что исламские завоевания были колонизационными экспансиями экономического характера, является отражением того, что западный колониализм сделал в исламских странах в современную эпоху. Но разница между ними очень большая. Мы приведём только один пример, опровергающий колонизационно-экономическую сторону исламских походов. В соглашении, заключённом Халедом ибн аль-Валидом с некоторыми жителями городов, расположенных у горы Хира, была такая статья: «Если мы защитим вас, то мы получим джизию, а если не защитим, то её не будет». И на самом деле, мусульмане вернули джизию населению взятых ими городов в аш-Шаме (Сирии) почувствовав, что не могут обеспечить должную защиту этих городов. Это было при Умаре ибн Хаттабе, когда император Каракалла собрал большую армию для войны против мусульман, и мусульманам пришлось сражаться с румами (византийцами). Арабский правитель написал жителям этих городов: «Мы вернули вам ваши деньги, потому что до нас дошли вести о мобилизации огромных сил противника против нас. И сейчас мы не можем выполнить заключённое с вами соглашение — защищать вас, поэтому мы вернули вам то, что взяли у вас раньше. Мы уважаем договор, подписанный между нами, и выполним его, когда нам удастся с помощью Аллаха одержать победу над нашими врагами» (Сэр Томас Арнольд. «Призыв к исламу», стр. 79).

6. Каково было отношение мусульман к древним цивилизациям и поджогу Александрийской библиотеки?

1. Неправда, что мусульмане не уважали древние цивилизации. Они извлекали пользу из всего положительного, что имелось у этих цивилизаций, и перевели на арабский язык много греческих, персидских, индийских и других книг. Это потому, что они верили, что человеческое наследие охватывает опыт, историю, знания и учения разных народов и нужно из них извлечь пользу. В этой связи мы хотим привести хадис пророка — да благословит его Аллах и приветствует: «Мудрость — это то, что ищет верующий. Где бы он её ни находил, он должен ею пользоваться» (Ибн Маджа передал данный хадис в книге «аз-Зухд») и «Ищите знания даже в Китае» (См. Кашф аль-Хафа, ч.1, стр. 138) — т.е. ищите знание, даже если оно находится у тех, которые не верят в вашу религию, и даже если оно находится в самом дальнем месте земли.

2. Мусульманский философ Ибн Рушд выразил отношение ислама к наследству древних цивилизаций, сказав: «Шариат диктует необходимость ознакомления с книгами предков, если цель, к которой они стремились, совпадает с нашим шариатом».

Это разумный взгляд на то, что существует, стремление узнать его и размышлять над ним. Далее он говорит: «Давайте посмотрим на то, что они говорили и о чём утверждали в своих книгах. То, что совпадает с нашей истинной верой, мы принимаем с радостью и благодарим их за это. А на то, что противоречит нашей истинной вере, мы указываем и предупреждаем о нём» (См. главу «аль-Макаль» в книге «Философия Ибн Рушда», Бейрут, 1982, стр. 17).

3. Научные и исторические факты утверждают, что мусульмане не сжигали Александрийскую библиотеку. Это обвинение ложно и несправедливо было возведено на мусульман. Враги мусульман так широко распространили эти ложные слухи, что люди поверили в эти обвинения как в свершившийся факт. В 13-ом веке эти слухи широко распространились, исходя из идеи крестовых походов. Но, к сожалению, до настоящего времени они повторяются, несмотря на то, что исследователи доказали ложность того, что второй халиф Умар ибн аль-Хаттаб приказал сжечь старую Александрийскую библиотеку, приписав ему следующие слова: «Если в этих книгах имеется то, что в Коране, то мы не нуждаемся в них, а если в них то, что противоречит Корану, необходимо их уничтожить». Кроме того, говорили, что якобы мусульмане использовали эти книги как топливо для общественных бань в течение шести месяцев.

4. Немецкий востоковед Зигрид Хонке в своей книге «Аллах совсем другой» пишет, что, когда арабы вошли в Александрию в 642 году, в ней уже не было библиотеки. Ведь она была сожжена за несколько веков до этого. Не было в это время и общественных бань. Она добавила, что старая библиотека, которую царь Батлаймус 1 Сотер основал в Александрии около 300 г. до н.э., уже была сожжена в 47 году, когда Юлий Цезарь окружил город. Клеопатра перестроила библиотеку и заполнила ее книгами из Бергамона.

5. Третий век нашей эры был свидетелем преднамеренного уничтожения библиотеки. Император Каракалла остановил работу академии. Разъярённые религиозные фанатики разрушили эту библиотеку в 272 году н. э., считая её очагом язычества. В 391 году патриарх (Теофилос) получил у царя (Теодосиса) разрешение на уничтожение оставшейся части Академии и сожжение остатков библиотеки при ней, в которой в это время находились триста тысяч свитков, и строительство на этом месте церкви и монастыря. Уничтожение продолжалось и в пятом веке путём нападок на учёных-язычников, на места их поклонения и разрушения их библиотек (Зигрид Хонке. «Аллах не такой», стр. 85-90. См. также нашу книгу «Ислам в зеркале западного мышления», стр. 110 и далее).

Из вышесказанного видно, до какой степени дошло преднамеренное искажение истории с целью опорочить ислам и мусульман и выставить их в роли врагов науки и цивилизации, хотя всё это противоречит историческим фактам, и они не несут никакой ответственности за это.

« пред. | содержание | след. »