Ислам и дела человека

 

1. Каковы в действительности отношения между Аллахом и человеком?

1. Аллах сотворил человека и сделал его наместником. Он подчинил человеку Вселенную — небо и землю и всё, что между ними — и требовал, чтобы человек заселял её. Это указывает, на то, что Аллах хотел, чтобы человек был господином, главным на земле, но никогда не забывал о том, что он сотворен Аллахом. В этом смысле человек является рабом Аллаха, но это не значит униженного и презрительного рабства. Ведь Аллах дал человеку полную свободу повиноваться Ему или не повиноваться, верить в Него или отвергнуть веру: «Тот, кто желает, уверует в Него, а тот, кто не пожелает, пусть не уверует» (Сура «аль-Кахф» (Пещера), аят 29). Свобода абсолютно противоречит рабству. Ведь человек всегда находится перед выбором и поэтому он отвечает за то, что он делает: «Кто вершит добрые дела — это для самого себя, кто творит зло — это во вред себе» (Сура «аль-Джасийа» (Коленопреклоненные), аят 15).

2. Аллах почтил человека, предпочтя его всем Своим творениям, как сказано в Коране: «Мы даровали почёт сынам Адама» (Сура «аль-Исраа» (Ночной перенос), аят 70). Этот почёт, дарованный Аллахом человеку, абсолютно несовместим с унижением и презрением. «Когда придам ему совершенную форму, завершу его создание, и вдохну в него душу, которая принадлежит Мне, падите перед ним ниц, почитая и приветствуя его» (Сура «аль-Хиджр», аят 29). В этом Божественном Духе заключается эта тесная связь между Аллахом и человеком. Ведь каждый человек несёт в себе от этого Божественного духа, который даёт человеку чувство, что Аллах с ним всегда и в любом месте: «Где бы вы ни были, Он всюду с вами» (Сура «аль-Хадид» (Железо), аят 4).

3. Священный Коран разъясняет, что Аллах «ближе к человеку, чем он может себе представить» (Сура «Каф», аят 16) и что «Он близок и отвечает на призыв молящегося, когда он взывает к Нему» (Сура «аль-Бакара» (Корова), аят 186), и что Аллах Милосердный. Ведь Он наимилосерднейший из милосердных, и Его милость распространяется на всё сущее. Если в Коране один раз об Аллахе говорится как о Всемогущем, два раза как о Властителе или Владыке над Своими рабами и шесть раз как о Всевластном, Всемогущем, то как о Милостивом — пятьдесят семь раз, как о Милосердном — сто пятнадцать раз. Кроме этого, есть «Басмалла», т.е. «Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!» в начале каждой суры — сто четырнадцать раз, четыре раза говорится как о Наимилосерднейшем из милосердных. Это, кроме свойства милости, присущего Ему, о котором говорится много раз. Всё это ясно доказывает тесную связь, существующую между Аллахом и человеком: это связь близости, милости и отзыв на призыв к Нему. Аллах милосерднее к Своим рабам, чем мать к своему ребёнку, это то, что каждый мусульманин глубоко чувствует в своём сердце.

2. Какова позиция ислама по отношению к разуму человека?

1. По всей вероятности, ислам единственная религия, которая высоко оценила человеческий ум. Ведь ум воспринимает долг и ответственность. С помощью ума человек узнаёт своего Создателя, познаёт сокровенное во Вселенной и величие Создателя. Коран обращается к человеку через его ум и сердце, поощряя его наблюдать за всем во Вселенной и задумываться над тем, что он видит, воспринимать и изучать Вселенную ради блага человечества и заселения земли как с материальной точки зрения, так и с точки зрения духовной, нравственной.

В исламе нет ничего, что могло бы противоречить разуму и противостоять здравому смыслу и научным фактам.

2. Ислам требует от человека обязательно использовать ум и сердце и критикует тех, кто мешает своим душевным и умственным способностям выполнять их функции. Поэтому ислам считает, что подобные люди потеряли свои человеческие черты: «У них — сердца, которые не разумеют, глаза, которые не видят, души, которые не слышат. Они подобны скотам, и даже ещё более заблудшие» (Сура » аль-А’раф» (Ограды), аят 179). Коран указал на то, что умственная лень считается одним из грехов, поэтому в Коране говорится о неверных в Судный день: «Если бы мы слушались увещеваний или постигали их, то не оказались бы среди обитателей ада» (Сура «аль-Мульк» (Власть), аят 10).

3. Ислам обращает внимание человека на то, что Аллах подчинил ему Вселенную и что его обязанность употреблять свой разум на управление всем на благо человека и заселения земли: «Он сотворил вас из земли и поселил вас на ней, чтобы вы заселяли её» (Сура «Худ», аят 61) и «Своей волей Он полностью подчинил вам то, что на небесах, и то, что на земле. Поистине, в этом — знамение для людей размышляющих» (Сура «аль-Джасийа» (Коленопреклонённые), аят 13). Вся Вселенная — область для размышления человека, по которой он может свободно двигаться без всяких ограничений ума или насилия над мыслями, если это на благо человека. Ведь всё, что приносит человеку добро и благо, ислам поощряет.

4. Религиозные тексты ислама обязывают человека действовать в рамках постулатов ислама, его шариата и назиданий. Но человек имеет свободу стараться участвовать в делах нашего света. Это то, на что указал пророк, говоря: «Вы лучше знаете дела вашей настоящей жизни» (Этот хадис был передан Муслимом в «аль-Фадаил»). Пространство для свободы мысли и научных исследований для человека в исламе очень широко.

Единственное требование, чтобы никто не касался религиозных святынь. Каждая религия дорожит своими святынями, главными из которых являются религиозные тексты, проверенные и утверждённые, как Коран, ниспосланный Аллахом и истинная Сунна. Никто и никоим образом не должен это подвергать сомнению с целью изменить, отменить, добавить, подвергать нападкам. Такие попытки отвергаются, считаются грехом и покушением на устои общества. В добавление ко всему — это религиозный грех. Кроме вышеуказанных сфер, все другие области во Вселенной — на земле, на небе и между ними — неограниченная сфера для деятельности человеческого разума, для изысканий, исследований, для изобретения и открытий, созидания и творчества во всех образах и формах.

3. Является ли ислам религией, призывающей к пассивному упованию?

1. Тот, кто изучает аяты Священного Корана, должен убедиться в том, что ислам — это религия, призывающая к труду и поощряющая человека идти по этому пути. Ведь работа — это жизнь. Без работы нет жизни. Исходя из этого, ислам часто связывает веру с благодеянием. Ведь добрые дела охватывают все виды деятельности, которые человек выполняет — религиозные дела или дела, связанные с нашей повседневной жизнью, в этом мире, поскольку они совершаются ради Аллаха и направлены на благо людей, чтобы отвести от них вред. Повеление Корана людям — трудиться — совершенно ясно: «Действуйте, ведь Аллах, Его посланник и верующие увидят ваши деяния» (Сура «аль-Тауба» (Покаяние), аят 105). Коран призывает людей трудиться даже в пятницу, в выходной день мусульман: «Когда обрядовая молитва будет завершена, то разойдитесь по земле, в поисках милости Аллаха и поминайте Его многократно — быть может, вы преуспеете» (Сура «аль-Джуму’а» (День пятничной молитвы), аят 10).

2. Пророк Мухаммад — да благословит его Аллах и приветствует! — призывает к труду до последнего момента жизни человека и до Судного дня. Он сказал: «Если пробьет последний час и застанет тебя, несущего саженец дерева, чтобы посадить его — ступай вперед и посади его» (Хадис был передан Ахмедом в «Муснаде». Часть 3, стр. 184). Пророк возражает против постоянного пребывания в мечети для поклонения Аллаху, надеясь на помощь других в своих жизненных делах: в получении пищи и питья. Он хвалит того, кто работает и питается из того, что он заработал своими руками. Пророк похвалил также руку труженика и сказал, что такую руку Аллах и Его пророк уважают.

3. Пророк — да благословит его Аллах и приветствует! — был прекрасным примером для всех мусульман. Он действовал, планировал и размышлял. Он готовил для каждого дела всё, что было нужно, и старался, уповая на Аллаха. Уповать на Аллаха — не значит, бросить работу или не действовать и не прилагать стараний, не употреблять справедливые способы и средства в жизни. Подготовив всё, мы можем далее уповать на Аллаха, ибо упование на Аллаха напоминает человеку об Аллахе, вселяет в него душевную энергию, которая делает его сильнее в преодолении трудностей и помогает ему противостоять проблемам с непоколебимостью. Ведь упование на Аллаха — это положительная позитивная сила, направляющая человека вперёд, а не отрицательное качество.

Уповать на Аллаха — не значит, что не нужно стараться в жизни всеми силами и праведными способами, не действовать и не работать, полагаясь на то, что Аллах всё сделает, как Он пожелает. Это представление неверное, и ислам отвергает это неправильное понимание упования на Аллаха. Ведь Аллах не помогает тому, кто не помогает себе сам. Аллах с тем, кто работает и действует: «Поистине, Аллах не меняет положение людей, пока они сами не изменят свои помыслы» (Сура «аль-Ра’д» (Гром), аят 11). Умар ибн аль-Хаттаб выгнал из мечети некоторых уповающих, которые постоянно находились в мечети, полагаясь на других в своих жизненных делах. Умар тогда сказал своё известное изречение: «С неба не падает ни золото, ни серебро в виде дождя».

4. Какова позиция ислама по отношению к демократии и правам человека?

1. Ислам стоит в авангарде движения за признание прав человека и необходимости их защиты. Каждый, кто изучает исламский шариат, хорошо знает, что его цель — защита жизни человека, его религии, ума, имущества и семьи. Исламская история свидетельствует о том, что второй халиф Умар ибн аль-Хаттаб решительно выступал против нарушения и попрания прав человека, сказав: «Как же вы порабощаете людей, когда их матери родили их свободными?»

2. Права человека в исламе основываются на двух принципах: на принципе равноправия между всеми людьми и на принципе свободы всех людей. Равноправие в исламе также основывается на двух твёрдых правилах: на единстве происхождении всех людей и человеческом достоинстве. Единство происхождения в исламе выражается в том, что Аллах сотворил всех людей из единой души. Поистине, все люди — братья в большой человеческой семье, и нет места для классового преимущества. Различия среди людей не касаются сути человека, единой для всех людей. Исходя из этого — как указывается в Благородном Коране — эти различия людей должны послужить поводом для знакомства, дружбы и сотрудничества между ними, а не быть причиной для разногласий, борьбы и разъединения: «О люди! Поистине, Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга, ибо самый достойный среди вас перед Аллахом — наиболее благочестивый» (Сура «аль-Худжрат» (Покои), аят 13).

Второе правило равноправия то, что человеческое достоинство присуще всем людям. В Коране об этом говорится: «Мы даровали почёт сынам Адама» (Сура «аль-Исраа» (Ночной перенос), аят 70). Таким образом, Аллах сделал человека Своим наместником на земле и повелел ангелам падать ниц перед ним, и сделал его главным на земле, и подчинил ему все то, что на небесах и на земле. Поистине, человек занимает почётное место среди всех тварей. Поистине, человек превосходит своим положением всё сущее на земле. Аллах даровал этот почёт всем людям без исключения, чтобы это достоинство было защитой для безопасности и свободы каждого человека. Нет разницы между бедным и богатым, между правителем и его народом. Все одинаковы перед Аллахом, перед законом и в выполнении общих правил.

Второй принцип, на котором основываются права человека — это свобода. Ведь Аллах сделал человека существом, на которое возлагаются определённые обязанности и которое отвечает за заселение земли и создание человеческой цивилизации. Нет ответственности без свободы даже в деле веры и неверия, которую Аллах связал с волей человека: «Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует» (Сура «аль-Кахф» (Пещера), аят 29.) Таким образом, свобода обозначает все человеческие свободы — религиозную, политическую, свободу мысли и гражданскую свободу.

3. Управление по учению ислама должно основываться на принципах справедливости и совета. В Коране Аллах повелел людям быть справедливыми: «Поистине, Аллах велел людям быть справедливыми» (Сура «аль-Нахль» (Пчёлы), аят 90) и «Поистине, Аллах (велит) судить по справедливости, когда вы судите (тяжущихся)» (Сура «ан-Нисаа» (Женщины), аят 58). Многие аяты подчёркивают эту мысль. А что касается совета (аш-шуры), то это основной и обязательный принцип. Ведь пророк — да благословит его Аллах и приветствует! — советовался со своими сподвижниками и последователями и выслушивал и принимал мнение большинства, даже если это мнение расходилось с его мнением. Самый яркий пример этого — поход мусульман к горе Ухуд. Хотя пророк думал, что не надо идти в этот поход, большинство было за совершение этого похода. Он согласился с их мнением и отправился в этот поход, который закончился поражением мусульман. Несмотря на это, в Коране поддерживается необходимость советоваться: «Так прости же их сам, проси для них прощения у Аллаха и советуйся с ними в делах» (Сура «Аль Имран» (Семейство Имрана), аят 159).

В этом отношении не надо упускать из виду мнение немногих факихов (знатоков ислама), которые считают, что нет необходимости советоваться, что это, мол, противоречит ясным религиозным текстам. Ислам предоставил мусульманам свободу выбора в форме совета (аш-шуры) согласно интересам людей. Если же общие интересы людей требуют, чтобы совет (аш-шура) был в той форме, которая существует теперь в современных государствах, то ислам не возражает против этого. Всё, что требуется — это правильно претворить в жизнь совет (аш-шуру) с терпимостью к меняющимся обстоятельствам в каждую эпоху и теми новыми событиями, которые происходят как в данном государстве, так и на международной арене. Из всего сказанного видно, как ислам защищает и соблюдает права человека, как он претворяет в жизнь принцип совета (аш-шура) или демократии в современном понимании.

4. Ислам дал возможность высказывать различные мнения и разрешил стремиться к «иджтихаду», т.е. достижению высшей ступени знаний и получения права самостоятельно решать некоторые вопросы богословского характера при условии, что человек, который это делает, отличается свойствами и соответствует требованиям «иджтихада».

Тот, кто изучает фикх, т.е. мусульманское правоведение и его известные мазхабы, т.е толки, найдёт, что на многие вопросы существуют различные точки зрения. Никто не говорит, что это запрещается. Из всего этого видно, что ислам даёт возможность людям свободно выражать своё мнение при условии, что они все стремятся к благу общества и к защите его безопасности и стабильности.

5. Какова позиция ислама по отношению к искусству?

1. Ислам — религия, которая с любовью относится к красоте и призывает к ней во всём. Пророк — да благословит его Аллах и приветствует! — сказал: «Аллах прекрасный и любит красоту» (Хадис был передан имамом Муслимом в «аль-Иман»). Искусство — эстетическое творчество, которому ислам не противоречит. Дело просто в том, что ислам считает, что приоритет принадлежит принципу нравственности, а не принципу эстетики, т.е. в исламе считается, что принцип эстетики следует за принципом нравственности и связан с ним. Это принципиальная позиция ислама относительно всех видов искусства. Имеется исламский стандарт, по которому можно судить любой вид искусства: «Прекрасное в нём — доброе, неприличное в нём — дурное».

Коран во многих аятах обращает внимание на гармонию и идеальное совершенство Вселенной, красоту, великолепие, прелесть и радость в ней для тех, кто смотрит (См. сура «аль-Хиджр», аят 16; сура «аль-Нахль» (Пчёлы), аят 6; сура «Фуссилат» (Разъяснённые), аят 12). Следовательно, нелогично говорить о том, что ислам отвергает искусство, если оно прекрасно. Ислам отвергает только то искусство, в котором содержится что-то дурное в полном смысле этого слова — материальное и моральное.

2. Итак, если цель искусства дать людям умственное наслаждение, пробудить высокие чувства, воспитывать и улучшать природные свойства человека, то ислам не возражает против такого искусства. Но если искусство выходит за эти рамки и ставит своей целью пробудить дурные страсти и стремление только к наслаждению настоящей жизнью, тогда оно не выполняет своего предназначения — создавать прекрасную жизнь, а, наоборот, разрушает её и становится просто дурной игрой и отвергаемой забавой. С этим ислам не согласится, и этого он не поощряет.

3. Если музыка и пение доносят до нас великолепные мелодии, высоконравственные слова, прекрасные голоса, то ислам принимает всё это при условии, что всё это будет в морально-нравственных рамках, т.е. будет служить возвышению человека, его чувств, его души и его внутреннего мира. Пророк — да благословит его Аллах и приветствует! — похвалил прекрасный голос Абу Мусы аль-Аш’ари, когда он читал Коран. Пророк выбирал из числа своих сподвижников тех, которые обладали самыми красивыми голосами, чтобы они призывали к молитве (аль-азан). Пророк — да благословит его Аллах и приветствует! — не видел ничего предосудительного в том, что слушал игру на тамбурине и флейте. Однажды во время праздника Абу Бакр — да будет доволен им Аллах! — вошёл к своей дочери А’ише, жене пророка, и увидел у неё двух девушек, которые танцевали и играли на тамбуринах. Абу Бакр начал возмущаться, но пророк — да благословит его Аллах и приветствует! — сказал ему: «Оставь их, Абу Бакр, сейчас дни праздника». Пророк сам сказал госпоже А’ише, чтобы она послала кого-нибудь, чтобы петь на свадьбе родственницы, которая выходила замуж за одного из ансаров (мединских сподвижников) пророка Мухаммада — да благословит его Аллах и приветствует!

Имеются и другие рассказы о пророке — да благословит его Аллах и приветствует, — указывающие на то, что пение и музыка не запрещаются исламом при условии, что в них нет ничего порицаемого с точки зрения нравственности (См. Д-р аль-Карадави. «Разрешенное и запрещенное в исламе», стр. 291 и далее, Доха, 1978; Шейх Мухаммад аль-Газали. «Сто вопросов об исламе», ч. 1, стр. 174 и далее).

4. Что касается танцев, то ислам различает мужские и женские танцы. Народные танцы, исполняемые мужчинами, разрешается смотреть всем. И пророк — да благословит его Аллах и приветствует! — разрешил А’ише смотреть на празднике танцы, исполняемые эфиопами. Но женщины могут танцевать только при женщинах, при мужчинах им танцевать запрещается, ибо в этом много запретного.

5. Что же касается театра, т.е. игры на сцене, то это не запрещается, если происходит в морально-нравственных рамках. Никто не отрицает значение исполнения, т.е. игры с положительной целью, в деле разрешения многих вопросов и проблем и преодолении многих отрицательных черт в обществе. Нет запрета и на роли комедийного характера, если это добрая интересная забава, одобряемое приемлемое развлечение. В настоящее время разрешается и фотографирование, т.к. оно стало иногда необходимым в современном обществе.

6. Что касается скульптуры и высекания из камня, то высекание фигур и создание преувеличенно огромных монументов и статуй запрещается имеющимися ясными текстами. Причина запрета этого исходит, в первую очередь, из того, что есть опасение, что люди могут почитать эти статуи, как делали раньше древние народы. Но если этого может и не быть, т.к. сознание людей в современном обществе высоко развито, запрет остаётся в силе, хотя его причина исчезла. Ислам не может разрешить это, т.к. в будущем могут появиться какие-то опасения вследствие снятия запрета. Ислам предлагает шариат для всех поколений и для всех времён. Что неприемлемо для одного общества, может быть принято в другой среде. Что немыслимо в одной среде, может быть принято в другом обществе, и то, что считалось невозможным в одном веке, может стать реальным фактом в другом веке — ближайшем или далёком.

« пред. | содержание | след. »