Вопросы свободы вероисповедания, единства нации и отсталости

 

1. Действительно ли ислам выступает против свободы вероисповедания?

1. Ислам гарантирует человеку свободу вероисповедания. Это с полной ясностью указано в Священном Коране: «Нет принуждения в религии» (Сура «аль-Бакара» (Корова), аят 256). Нельзя кого-либо заставить отказаться от своей религии и принять другую.

Ведь свобода человека выбирать свою религию — основа вероисповедания. Исходя из этого, Коран категорически подчёркивает эту мысль в следующем аяте: «Кто желает, пусть верует, а кто не желает, пусть не верует» (Сура «аль-Кахф» (Пещера), аят 29).

2. Признание религиозной свободы — значит признание существования нескольких религий. Пророк — да благословит его Аллах и приветствует! — подчеркнул это в первой конституции Медины, признав, что евреи составляют вместе с мусульманами единую нацию.

Исходя из свободы вероисповедания, которую гарантировал ислам, второй халиф Умар ибн аль-Хаттаб дал гарантию жителям Иерусалима обеспечить безопасность «их жизни, церквей и крестов, и никто из них не понесёт ущерба, и не будет испытывать притеснения из-за своей религии».

3. Ислам обеспечил свободу объективных религиозных дискуссий без препирательства или издевательства над другими. Относительно этого сказано в Коране: «Призывай к пути своего Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с не мусульманами наилучшими словами» (Сура «ан-Нахль» (Пчёлы), аят 125).

На основе этих принципов, характеризующихся благодушием и терпимостью, должен идти диалог мусульман с иноверцами. Коран призвал обладателей Писания вести диалог на этой основе (Сура «Аль Имран» (Семейство Имрана), аят 64). Это значит, что если диалог будет безрезультатен, то у каждого будет своя вера, которой он удовлетворился. На это также указал последний аят суры «аль-Кафирун» (Неверные), которая закончилась обращением: «Вам ваша вера, мне — моя вера» (Сура «аль-Кафирун» (Неверные), аят 6).

4. Убеждённость — основа вероисповедания. Ведь истинное вероучение основывается на глубоком убеждении, уверенности, а не просто на подражании и насилии. Каждый человек волен верить во что он хочет и воспринимать любые идеи, даже если они атеистические. И никто не может помешать ему в этом, если он оставляет эти идеи при себе и никому из людей не причиняет ими вред.

Но если он пытается распространять эти идеи, которые противоречат убеждениям людей и (духовным) ценностям, которых они придерживаются, то этим он нападает на общественный порядок государства, сея смуту и сомнение в душах людей. И если любой человек нападает на общественный порядок государства любой нации, он понесёт наказание. И дело может даже дойти до обвинении в государственной измене. А наказанием за такое обвинение в большинстве государств является смертная казнь.

Казнь отступника от ислама, установленная исламским шариатом, не является наказанием только за то, что он отрёкся от ислама, но за то, что он возбудил смуту и сомнения и за нарушение общественного порядка в исламском государстве. Но если он отрёкся от ислама тайно, не заявляя об этом во всеуслышание, не распространяя это среди людей и не сея сомнения в их душах, никто не может причинить ему никакого вреда. Ведь только Аллах знает то, что скрыто в сердцах.

Даже некоторые современные учёные считают, что отступник от ислама понесёт своё наказание не в этой жизни, а в жизни будущей. Казнь же отступников от ислама, совершённая в соответствии с некоторыми хадисами пророка, не была только за отступничество от ислама, но за то, что они воевали против ислама и мусульман (См. «Религиозная свобода в исламе». Шейх Абдель Мут’аль ас-Са’иди. Стр. 3, 8, 72, 73. Изд-во «Дар аль-Фикр аль-Араби», 2 издание).

2. Разве отношение мусульман к Сальману Рушди является выступлением против свободы слова?

1. Свобода мышления и свобода слова твёрдо гарантирована в исламе. Ведь Вселенная с небом и землёй и всем, что между ними, является предметом для этого, как указано в тексте Корана: «Он Своей волей подчинил вам всё, что на небесах и на земле. Поистине, в этом — знамения для людей размышляющих» (Сура «аль-Джасийа» (Коленопреклонённые), аят 13).

Коран осуждает тех, кто не использует свои умственные способности и интеллектуальные силы, мешая им выполнять свои функции, и считает их хуже животных. Священный Коран содержит десятки аятов, побуждающих к знаниям, возвышающих ум и делающих заселение земли предписанием Аллаха человеку (Сура «Худ», аят 61), а размышление — религиозным долгом (См. кн. Аббаса М. аль-Аккада «Размышление — исламское предписание»). Научное исследование обязательно, востребовано, а свобода слова гарантирована, пока они служат на благо человека. Это принципиальная позиция ислама относительно вопроса о свободе исследования и свободе мышления и слова.

2. Известно, что каждая нация имеет свои святыни, которыми она дорожит, твердые неотъемлемые убеждения и ценности, которые она оберегает. И всё это оказывает сильное влияние на формирование характера нации и её культуры.

Посягательство на эти святыни словом, делом или издевательством над ними является посягательством на сущность самой нации и на её общественный порядок.

Каждая нация имеет право защищать свои святыни и свой общественный порядок от всякого нарушения. Это объясняет позицию мусульман по отношению к Сальману Рушди. Ведь они чувствуют, что он посягнул на их святыни, которыми они дорожат, и покусился на святость их пророка. Они возражают против такого покушения, и их позиция вполне оправдана.

3. Итак, нам стало ясно, что в отношении вопроса о Сальмане Рушди дело нисколько не касается свободы слова. Речь, если хотим назвать вещи своими настоящими именами, идёт о свободе дискредитации и унижения, с чем невозможно согласиться ни одной нации. И у нас — мусульман — вызывает гнев оскорбление в адрес Мусы, Исы — да будет над ними мир! — или кого-либо из пророков Аллаха. Но это не значит согласие на убийство Сальмана Рушди или даже на судебное разбирательство над ним, поскольку он не живёт на исламской земле, чтобы судить его.

4. Относительно дела Сальмана Рушди: средства массовой информации на Западе способствовали и доныне способствуют тому, чтобы смешать свободу слова со свободой дискредитации и унижения, но мы должны уметь различать их. Выбор именно исламских святынь со стороны Сальмана Рушди предметом для дискредитации считается идейным и литературным банкротством писателя. И это, с другой стороны, — преднамеренная попытка издевательства над исламскими святынями. Ведь оригинальный талантливый писатель имеет обширные горизонты для своего творчества. Но бездарный писатель-банкрот выбирает для своего творчества одну из деликатных тем, особенно из тех, которые связаны с вероучениями людей, чтобы создать себе популярность. И этим Сальману Рушди удалось достичь того, что он хотел.

Самое лучшее, что мусульманам следовало бы сделать — это полностью игнорировать его; ведь он не был первым, кто выступил против исламских святынь, и он не будет последним.

То, что он написал, и что напишут другие, не будет иметь никакого влияния на ислам — религию, которая на протяжении 14 веков противостояла и твёрдо противостоит всем нападкам и стараниями опорочить её.

3. Действительно ли «худуд» в исламе отличается жестокостью и крайней строгостью?

(худуд — установленные исламом наказания за преступления против нравственности, общественного порядка и нарушения религиозных обязанностей).

1. Ислам не та религия, которая стремится к жестокости и жаждет насилия. Наоборот, ислам — религия, призывающая к милосердию и терпимости.

Но в то же время он стремится к укреплению безопасности и установлению мира в обществе для обеспечения свободы людей, защиты их права на безопасность и спокойствие, защиты их жизни, верований, умов, имущества и семей.

При установлении наказания за какой-либо проступок, ислам учитывает два фактора:

а) человек не без греха. Наоборот, он может совершить грех в любое время. Поэтому ислам открыл дверь покаяния перед грешниками, которые каются в своих грехах и хотят очистить свои души.

б) каждый человек в обществе заинтересован в том, чтобы спокойно проводить свою жизнь, не беспокоясь о себе, о своей жизни и о своём имуществе. И недопустимо, чтобы преступное поведение отдельных людей превратилось в разрушительное явление, подрывающее безопасность общества и наводящее страх на мирных людей.

2. Хотя ислам установил «худуд» для наказания преступников, он призывает не применять его, если есть сомнения в пользу грешника, и приостановить его действие в случае покаяния, если судья видит, что совершивший грех раскаялся в своём грехе и обратился к Аллаху с искренним раскаянием. По этому поводу пророк — да благословит его Аллах и приветствует! — сказал: «Избавьте мусульманина от (худуда) наказания насколько это возможно. Если найдёте для мусульманина выход, то освободите его. Ведь для имама лучше ошибиться, простив виновного, чем ошибиться, наказав невиновного» (Этот хадис передали ат-Термизи и аль-Хаким). Этот хадис указывает на беспредельную терпимость.

3. Осуществление наказания за прелюбодеяние всегда трудно, поскольку ислам поставил свидетельство четырёх свидетелей условием для доказательства такого преступления. Они должны подтвердить, что ясно видели это преступление и что в этом нет никакого сомнения. А привести такое доказательство почти невозможно. Поэтому наказание — побивание камнями, часто основано на признании самих преступников, а не на показании свидетелей.

4. Согласно законам ислама, нельзя отсечь руку у голодного, который своровал, чтобы накормить себя и своих детей. Но приказано отсекать руку наглого вора, который своровал не по нужде, а чтобы присвоить чужой заработок, украсть плоды чужого труда и распространять нечестие в обществе. Подобный преступник не заслуживает ничьего снисхождения, поскольку он сам не был ни сострадателен, ни милосерд к тому, у кого он воровал. Потерпевший, может быть, весьма нуждался в деньгах, которые у него тот своровал. Общество имеет право защищать свои права.

Более того, когда в исламском обществе отсекали руку у вора, воровство было таким редким явлением, что купцы оставляли свои товары без охраны, а двери домов не запирались на замок. Несмотря на это, кражи не совершались. Это в отличие от того, что происходит в разных обществах, которые ограничиваются лёгким наказанием за воровство. Ведь такое лёгкое наказание способствует распространению и повторению краж, так что они в некоторых обществах стали опасным явлением (См. книгу аш-Шейха Мухаммада аль-Газали «Сто вопросов об исламе». Т. 2, стр. 41 и далее).

5. Условием введения и исполнения наказания за воровство являются обеспечение социальной справедливости и ликвидация бедности в обществе. При этом ни у кого из граждан не остаётся никакого повода для воровства. Отсюда и вытекала причина приостановления халифом Умаром ибн аль-Хаттабом исполнения наказания за воровство в тот год, когда мусульманские страны подверглись голоду. В начале ислама, когда «худуд» справедливо исполняли, идущий из Мекки в Дамаск не боялся во время пути никого, кроме Аллаха, и только опасался, чтобы волк не напал на его овец. Ведь каждый вор знал, какое наказание он понесёт за воровство, и поэтому он тысячу раз думал, прежде чем своровать или совершить другое преступление. По этой причине нужда обращения к «худуд» была редкой.

Так что же лучше: укрепление безопасности в обществе, если даже это приведёт к наказанию нескольких людей, или наполнение тюрем преступниками и подрыв безопасности общества? Кто заслуживает сочувствие: преступник или общество с его безопасностью и стабильностью?

4. Какова причина раскола мусульман вопреки призыву ислама к единству?

1. Никто не отрицает, что в настоящее время мусульманские народы разъединены и конфликтуют между собой. Это действительный и очевидный факт, не нуждающийся в доказательстве. Но это лишь один из этапов истории мусульман, и в этом они не являются исключением среди других народов и наций. И это не значит, что они останутся таковыми навсегда.

И подобно европейским народам, которые могли преодолеть причины разъединения и конфликтов между собой, приведших в двадцатом веке к двум мировым войнам, мусульманские народы также смогут в будущем преодолеть причины их разъединения и найти подходящую форму для продуктивного сотрудничества в интересах всех исламских обществ.

Для достижения этой цели предпринимаются постоянные попытки, несмотря на то, что их результаты ограничены и малозначительны. Например, создана организация «Исламская конференция», в которую входят все исламские страны. Но есть все возможности для развития деятельности этой и других исламских организаций, чтобы подняться на более высокую степень тесного сотрудничества.

Мусульмане всех стран находят в учениях ислама о единстве, сотрудничестве, дружбе и солидарности наилучшую опору, гарантирующую успех этих попыток в будущем.

2. Ислам в своих основных источниках призывает к единству и солидарности и предупреждает от разъединения и конфликтов: «Держитесь все за религию Аллаха и не разъединяйтесь!» (Суры «Аль Имран» (Семейство Имрана), аят 103; «аль-Анфаль» (Добыча), аят 46). Ислам также призывает к состраданию: чувствовать страдания других и смягчать их, и смотрит на всю общину как на одно тело. Как сказал пророк — да благословит его Аллах и приветствует: «Если одна часть его (тела) страдает, то и все остальные его части из-за этого страдают » (Этот хадис передали Муслим и другие). Ислам считает, что узы веры подобны узам братства: «Ведь верующие — братья» (Сура «аль-Худжурат» (Покои), аят 10).

Когда пророк — да благословит его Аллах и приветствует! — переселился в Медину, он установил братство между мухаджирами и ансарами. Они стали братьями, любящими друг друга, солидарными друг с другом в несчастье и горе. На это указывает очень много аятов Корана и хадисов пророка.

3. Есть очень много внешних факторов, которые привели к разобщённости и расколу среди мусульман в настоящее время, и большинство этих причин относится к эпохе колониализма, когда колониализм господствовал над исламским миром. После колониализма осталось много проблем, причиной которых был он сам, например, проблема границ. Основой его политики был принцип «разделяй и властвуй», поэтому он стремился раздувать этническую нетерпимость среди народов колоний. Колониализм грабил колонии, расхищая их блага, что привело к их обнищанию и культурной отсталости, следы которых остались до сегодняшнего дня. Большинство народов исламского мира ещё страдает от проблем, которые оставил после себя колониализм.

4. Мусульмане были заняты решением множества проблем, которые оставил после себя колониализм, и пренебрегали учениями ислама о единстве и солидарности.

Но исламские народы охвачены желанием объединить свои усилия для укрепления солидарности и консолидации своих сил на благо общих интересов. И мусульманин в любой исламской стране продолжает чувствовать боль мусульман в разных регионах мира, поскольку они часть мусульманской общины. И это, в свою очередь, содействует обеспечению прочной основы для восстановления солидарности и единства стран исламского мира.

Это значит, объединение усилий, достижение интеграции между ними в области культуры, экономики, политики и безопасности, обмен опытом, соблюдение взаимной выгоды и стремление делать всё, что принесёт благо мусульманам. Это поможет им играть эффективную роль в укреплении основ мира и безопасности во всём мире.

5. Несёт ли ислам ответственность за отсталость мусульман?

1. Исторические факты совершенно ясно показывают, что ислам смог через короткое время после своего возникновения создать прекрасную цивилизацию, которая стала одной из самых продолжительных по времени цивилизаций в истории.

Перед нами много свидетельств, подтверждающих это: большой вклад мусульман во все области науки и искусства.

Библиотеки мира содержат много тысяч исламских арабских рукописей, доказывающих самобытность исламской цивилизации. Более того, во всём исламском мире есть много памятников, указывающих на величие исламского искусства.

Исламская цивилизация в Андалусии (Испании) и её памятники, которые ещё существуют до сегодняшнего дня — свидетельство этого в самой Европе.

В двенадцатом и тринадцатом веках в Европе развернулась активная деятельность по переводу научных знаний мусульман. Это было основой, на которой Европа построила свою современную цивилизацию.

2. Благородный Коран высоко оценивает знания и учёных и побуждает размышлять о Вселенной, изучать её и заселять землю.

Первые пять аятов Божественного Откровения (Корана) обращают внимание на большую важность науки, чтения и размышления (Сура «аль-Алак» (Сгусток), аяты 1-5). Это имело важное значение, которое понимали мусульмане с самого начала. Итак, открытость ислама для развития цивилизаций в обеих областях, материальной и моральной, не нуждается в доказательствах.

3. А что касается отсталости мусульман в настоящее время, то ислам не несёт ответственности за неё, поскольку ислам против всех видов отсталости. Когда мусульмане перестали понимать истинный смысл ислама, они отстали в жизни. Покойный алжирский мыслитель Малик ибн Набий точно указал на это, сказав: «Поистине, ислам не является причиной отсталости, которую переживают сегодня мусульмане. Но она — наказание им от ислама за то, что они не точно следуют ему, а не из-за того, что придерживаются его, как думают некоторые невежды». Ведь нет связи между исламом и отсталостью мусульман.

4. Ислам приветствует всякое развитие культуры, ведущее к благу человека. Когда мусульмане ищут истинные причины своей отсталости, они обнаруживают, что ислам не является одной из этих причин. Ведь имеются внешние факторы, большинство из которых сводится к наследию колониализма, которое мешало исламским странам активно развиваться. Это, в свою очередь, в дополнение к нескольким внутренним причинам, привело к тому, что мусульмане забыли положительные элементы, побуждающие к жизни в исламе.

5. Нельзя путать ислам с мрачной сегодняшней действительностью исламского мира. Ведь отсталость, которую переживают мусульмане, считается одним из этапов их истории. И это никоим образом не означает, что они навсегда останутся отсталыми. Нельзя возлагать ответственность за отсталость мусульман на ислам, так же как нельзя возлагать отсталость стран Латинской Америки на христианство.

Поистине, научная честность требует судить об отношении ислама к цивилизации на основе справедливого, объективного изучения основ ислама, а не на основе слухов, обвинений и предвзятых суждений, не имеющих ничего общего с истиной.

см. также: Заслуги мусульманских ученых

« пред. | содержание | след. »