Вопросы о некоторых учениях ислама

 

1. Действительно ли пост уменьшает производительность труда?

1. Пост — один из религиозных обрядов, которые существуют не только в исламе. Ведь в Благородном Коране указано, что пост был предписан также и прежним народам: «О вы, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан тем, кто жил до вас» (Сура «аль-Бакара» (Корова), аят 183). И в наши дни есть другие религии, которые соблюдают обряд поста.

Но существует большая разница между постом в исламе и постом в других религиях. Она заключается в том, что пост в исламе предписан в определённый месяц года (Рамадан) по хиджре.

В этот месяц каждый день проводят в посту от зари и до захода солнца, полностью воздерживаясь от еды, питья и всех дурных страстей. Это значит, что мусульманин проводит целый день — а это обычное рабочее время — в посту, воздерживаясь от всего, что нарушает пост. Может быть, по этой причине некоторые воображают, что исламский пост таким образом сокращает производительность труда человека и общества.

2. На самом деле пост должен способствовать очищению души и возвышению духа. И это, в свою очередь, даёт человеку духовную энергию, что помогает ему трудиться и производить качественнее, чем если бы он не постился. Эта духовная энергия — огромная сила, с которой нельзя не считаться.

В битве при Бадре во времена пророка мусульмане сражались, постясь, и одержали победу. Пост не препятствовал их деятельности, наоборот, он дал им большую силу.

3. Пост не является причиной снижения производительности труда, которое мы замечаем в некоторых исламских странах в месяц Рамадан.

В Рамадан многие привыкли бодрствовать большую часть ночи и мало спать, поэтому они бывают усталыми днём, следовательно, снижается производительность их труда, и они работают медленно и неохотно, оправдываясь тем, что они постятся. Это оправдание они могут приводить даже в начале дня. Если бы пост имел какое-нибудь отрицательное влияние на их деятельность, как они утверждают, то это было бы в более позднее время дня, а не в начале его.

4. Уже доказано, что пост приносит большую пользу для здоровья и имеет также много преимуществ: духовных, социальных и воспитательных.

Ведь он должен дать ежегодную возможность для размышления, пересмотра, оценки и самокритики на индивидуальном и общественном уровнях с целью исправления недостатков и ликвидации многих социальных болезней. Это способствует тому, чтобы общество развивалось быстрее, вернее и сознательнее.

2. Действительно ли закят даёт богатым преимущество перед бедными в получении благоволения Аллаха?

1. Закят, предписанный исламом, считается первым постоянным налагаемым обязательным налогом в истории мировой экономики.

В доисламские времена правители облагали налогами по своему усмотрению и пристрастию в зависимости от того, сколько им нужно было денег для удовлетворения своих личных интересов.

Бремя этих налогов ложилось на плечи бедных больше, чем на плечи богатых, или ложилось целиком на плечи одних бедных.

Когда возник ислам, он предписал закят, установил порядок сбора закята, определил его долю и предписал его богатым и средним классам, освободив от него бедных (См. Мухаммад Кутб «Сомнения об исламе», стр. 91, изд-во Вахба, 1960).

Предписание закята не является лишь финансовой системой; он в то же время — один из религиозных обрядов, таких как молитва, пост и хадж. Закят платит мусульманин, который может его платить не из-за страха перед исполнительными властями, а для получения благоволения Аллаха и руководствуясь учениями ислама.

2. Во времена посланника — да благословит его Аллах и приветствует! — бедные чувствовали, что не смогут платить закят, как богатые. Они считали, что это даёт богатым преимущество в получении награды от Аллаха, в то время как они будут лишены этой награды, хотя они не виноваты в том, что они бедны.

Бедные сообщили об этом пророку — да благословит его Аллах и приветствует! Он наставил их сказать: «Слава Аллаху!», «Хвала Аллаху!» и «Аллах Велик!» 33 раза после каждой молитвы и объяснил им, что это повысит их ступени у Аллаха и сделает их достоинство у Него не меньше достоинства богатых, которые платят закят (См. «Фатх аль-Бари» в разъяснении Сахиха аль-Бухари, т. 2, стр. 325).

3. Критерий, установленный Кораном для определения достоинства людей вообще: благочестивость и добрые деяния. Это содержится в следующем аяте: «Поистине, самый уважаемый Аллахом среди вас — наиболее благочестивый» (Сура «аль-Худжурат» (Покои), аят 13).

Благочестивость — общее понятие, в которое входит любое деяние человека, несмотря на то, касается оно религии или светской жизни, если оно направлено к лику Аллаха и имеет цель получить Его благоволение, принести людям пользу и избавить их от вреда. Ведь близость к Аллаху не ограничивается лишь уплатой закята или исполнением других религиозных обрядов ислама. Она зависит также от цели всех деяний человека в его жизни, его поступков и всего, что он говорит.

Ислам придаёт большое значение намерению человека; ведь деяния человека, как сказал пророк — да благословит его Аллах и приветствует! — оцениваются по его намерению: «Поистине, дела по намерению. И каждому человеку воздастся за его деяния согласно его намерению» (Аль-Бухари. Глава «Откровение», № 1; «Вера», № 41; «Бракосочетание», № 5; «Развод», Ат-Термизи. «Преимущества джихада», № 16; Ан-Нисаи. «Очищение», № 59).

Это значит, что бедному, который не может уплатить закят и желает, чтобы у него было имущество, чтобы уплатить закят, воздастся за это намерение, если оно искренне.

Богатый, может быть, платит закят из-за тщеславия перед людьми и повышения своего положения среди них. В таком случае он за это не получит никакой награды.

3. Почему ислам запретил свинину?

1. Ислам не был первой религией, которая запретила свинину. Ведь иудаизм запрещает употребление свинины в пищу. До настоящего времени в Европе и Америке нет еврея, который ест свинину.

А если это случается, то бывает редким исключением, и никто не осуждает евреев за это. Наоборот, на Западе уважают религиозные традиции иудаизма.

А когда был послан Иисус — да будет мир над ним, — он сказал — как об этом говорится в Евангелии, — что не послан, чтобы изменить все религиозные законы, а чтобы дополнить их. Это значит, что у него не было цели изменить еврейские законы, в том числе, естественно, запрещение свинины. Исходя из этого, логично также запрещение свинины в христианстве (См. д-р аль-Карадави «Разрешённое и запрещённое», стр. 42, Катар, 1978).

2. Когда возник ислам, он также запретил свинину. И в этом он придерживался традиций прежних Небесных религий. На запрещение свинины ясно указано в четырёх аятах (Суры «аль-Бакара» (Корова), аят 173; «аль-Маида» (Трапеза), аят 3; «аль-Ан’ам» (Скот), аят 145; «ан-Нахль» (Пчёлы), аят 115).

Существуют ещё и другие причины и доводы, подчёркивающие необходимость запрещения свинины, кроме религиозных.

Одной из этих причин является то, что исламские учёные доказали вредность употребления свинины в пищу для здоровья, особенно в районах с жарким климатом. Более того, аяты Корана, в которых запрещена свинина, содержат также запрещение мертвечины и крови.

И поскольку вредность употребления мертвечины и крови в пищу очевидны, так как они содержат микробы и вредные вещества, употребление свинины также причиняет вред здоровью.

Если современная наука ликвидировала опасность, исходящую от находящихся в свинине, свиной крови и свиных кишках очень вредных червей (ленточный червь с его известковыми яичками), то кто гарантирует, что в свинине нет других червей, ещё не известных науке? Ведь человеку потребовалось много веков, чтобы обнаружить одного червя. А Аллах, который создал человека, лучше его знает, и знает, что вредно и что полезно для него. Коран подчёркивает этот факт в следующем аяте: «И выше любого знающего есть (более) знающий» (Сура «Йусуф», аят 76).

3. Ислам, учитывая условия крайней необходимости, разрешил в таких случаях запретное. По этому поводу существует известное правило: «В условиях крайней необходимости разрешается запретное».

Исходя из этого, если крайняя необходимость заставляет мусульманина, опасающегося за свою жизнь, есть запретную пищу, в том числе и свинину, то нет на нём греха.

Священный Коран указывает на это в следующем аяте: «Если кто-либо вынужден съесть это по необходимости, не будучи нечестивым или преступающим законы Аллаха, то нет на нём греха» (Сура «аль-Бакара» (Корова), аят 173).

Кушать запрещённую пищу можно только в условиях крайней необходимости, иначе мусульманин совершает грех.

см. также: Почему Мусульмане не употребляют алкоголь и свинину?

« пред. | содержание