Призыв к Исламу: приглашение обрести мир

 

Важно, чтобы все мы осознавали значение призыва к Исламу (давата). Особенно это касается мусульман, живущих на Западе. Они должны понимать динамику давата и быть активными участниками этого процесса. Каждый мусульманин обязан объяснять, что такое Ислам, и предлагать людям осознать, какое определяющее значение в их жизни имеет тот мир, который они могут обрести, подчинившись священному порядку.

Дават не означает обращение людей в Ислам, но он означает, что мы должны передавать послание о следовании по истинному пути различными средствами, наиболее важное из которых – личный пример. Участие в процессе давата может иметь различные уровни.

Каждый из нас должен свидетельствовать об истине перед всем человечеством, как говорит Всевышний Аллах в Священном Коране: «И так Мы сделали вас общиной посредствующей, чтобы вы были свидетелями относительно людей и чтобы посланник был свидетелем относительно вас» (2:143).

В условиях быстро распространяющегося влияния глобализации, люди часто забывают значение веры и религиозной практики и редко думают и говорят о Боге. Следуя примеру Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), мы должны начать с нашей семьи и родственников. «И увещевай твою ближайшую родню» (26:214), — говорит Аллах в Коране.

Это означает, что каждый из нас, мужчина или женщина, брат или сестра, должен, в первую очередь, уделять вниманию тому, что происходит в его или ее собственной семье и среди его или ее ближайших родственников. Бесполезно говорить об Исламе окружающим, в то время как наши собственные дети остаются вне веры, брошенные и потерянные. Мы должны сконцентрировать внимание на основных принципах и методах давата, подразумевающего в первую очередь напоминание самим себе и следование принципам Ислама в своей повседневной жизни.

Призывая людей к Исламу, нам нельзя забывать следующее. Во-первых, говорить об Аллахе Всемогущем, об Исламе, его вероучении, внутренних аспектах веры и истине – это не значит говорить о чем-то новом, даже в том случае, если мы разговариваем с людьми других вероисповеданий, которые могут знать мало или же вообще ничего не знать об Исламе. Они могут не иметь представления о том, что такое исламский образ жизни, но глубоко в их сердце сокрыто знание о Творце и внутреннее ощущение таухида (Единобожия), свойственное каждому человеку, о котором они иногда и не догадываются.

Вот что сказано в Священном Коране: «И вот, Господь твой извлек из сынов Адама, из спин их, их потомство и заставил их засвидетельствовать о самих себе: «Разве не Господь ваш Я?» Они сказали: «Да, мы свидетельствуем…» Чтобы вы не сказали в день воскресения: «Мы были небрежны к этому»» (7:172).

Поэтому говорить об Аллахе, создании и предопределении – это не значит рассказывать что-то новое, напротив, это значит пробуждать дремлющие в человеке чувства и давать им новую жизнь. Аллах Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Отвечайте Аллаху и Посланнику, когда он вас призывает к тому, что вас оживляет. И знайте, что Аллах стоит между человеком и его сердцем и что к Нему вы будете собраны!» (8:24).

Наш призыв не может добавить ничего нового к человеческой природе, он может лишь пробудить в человеческих сердцах то, что люди часто забывают. Это соображение должно определять то, как мы говорим и обращаемся с людьми, поскольку мы пытаемся вернуть их к истокам, а не привести к чему-то новому. В Исламе призыв означает напоминание.

Во-вторых, мы не должны забывать, что все люди связаны узами братства. Мы имеем общие корни, и Аллах Всемогущий говорит в Коране: «О человек!», обращаясь ко всем людям – «сынам Адама». Поэтому мы должны лелеять в своем сердце симпатию ко всем людям, независимо от их вероисповедания. Каждый человек – знамение, проявление величия Аллаха. Наша искренность должна проявляться в нашем способе общения. Мы должны не судить людей свысока, а искренне призывать их к правде и справедливости.

Хорошо известный хадис, который приводят Муслим и Бухари, гласит: «Никто из вас не совершенен в своей вере (не является правоверным), если он не желает своему брату того же, чего он желает себе». Мы часто сужаем область применения этого хадиса, считая братьями лишь своих единоверцев. Но наши пожелания, и особенно тех из нас, кто живет на Западе, должны касаться всех наших братьев – людей, и мы должны желать им найти правильный путь. Призывать к Исламу на Западе – значит избегать ненужных конфликтов с окружающими для того, чтобы преподнести им Ислам как напоминание, послание, призывающее к братству, любви и надежде. Это – не простые слова, а искреннее проявление состояния ума и сердца.

Наша методология базируется на этих принципах и состоит из трех важных элементов. Наша религия учит нас, что знание таухида написано в сердце и душе каждого человека, но некоторые забывают эту истину. Роль пророков (мир им) и тех, кто следует их примеру – напоминать людям, распространяя знание и понимание Ислама.

В Судный День люди будут спрошены: «…»Разве к вам не приходил увещатель?» Они говорят: «Да, приходил к нам увещатель, но мы объявили его лжецом и сказали: «Ничего Аллах не посылает, вы только в великом заблуждении»»» (67:8-9).

Первый аспект нашей методологии – распространение знаний, и в первую очередь в западных обществах, где проживает много мусульман. Как мусульмане мы знаем, что следует избегать двух вещей: невежества и забывчивости. Сегодня мы стали свидетелями величайшего обмана: люди вообще и молодежь в частности думают, что они свободны в своем выборе, и очень часто не знают ничего о религии. Но свобода не может быть основана на невежестве, поскольку это – взаимоисключающие понятия. Невежество по отношению к вере и религии в наших обществах является своего рода принуждением. Этот факт позволяет увидеть в новом свете хорошо известный аят: «Нет принуждения в религии» (2:256). Тем не менее, в современном обществе такое принуждение существует, и наиболее вредным его видом является невежество – средство обмануть людей и сбить их с пути. Как мусульмане мы должны распространять все виды знания, чтобы люди имели возможность осознанного выбора.

Во-вторых, хотя объяснять основы Ислама очень важно, но не менее важно жить так, чтобы люди видели, как наша вера преображает нас и помогает быть искренними, заслуживающими доверия и уверенными в себе. Призывать к Исламу – это значит служить примером, каким был Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). Правильные слова, книги и теории не изменяют людей и никуда их не ведут, люди руководствуются личным примером. Свидетельствовать об истине – значит самому жить по ней и при этом исчезает необходимость говорить слишком много. «Кто же лучше словами, чем тот, кто призывает к Аллаху, и творит благое, и говорит: «Я, поистине, предавшийся!»» (41:33).

С этой целью мы должны жить среди людей, общаться с ними и не изолироваться от общества, в котором мы живем. Есть важный аят, дающий нам напутствие относительно того, как вести себя по отношению к людям. Он гласит: «Не дает вам Аллах запрета о тех, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ, благодетельствовать им и быть справедливыми к ним, — ведь Аллах любит справедливых!» (60:8).

Аллах Милосердный даровал нам два ключа: доброту и справедливость. Доброта связана с нашим сердцем, с нашими чувствами. Ее проявление в повседневной жизни – средство, помогающее людям понять внутренний смысл нашей религии, основанной на вере, мире и братстве. Вот – язык сердца, который проявляется в этом аяте. Но мы находим также язык разума и действий: одно из величайших предписаний нашей религии – устанавливать и защищать справедливость при любых обстоятельствах. Это и должно быть нашей отличительной чертой — быть справедливыми в социальном и финансовом смысле. Быть мусульманином значит уважать как сердце, так и разум наших братьев-людей, быть добрым и справедливым, как по отношению к мусульманам, так и по отношению к немусульманам. Наше послание – любовь, наше послание – справедливость, проявляющиеся не только на словах, но и в нашей повседневной жизни.

Быть верующим – это дар Аллаха Милосердного, и мы не можем по своей воле направить прямым путем тех, кого мы любим. Мы должны осознавать ограниченность наших возможностей. Однако нести и передавать послание Аллаха обществу, в котором мы живем, — очень важно, и мы будем призваны к ответу за то, насколько хорошо мы выполняли эту обязанность.

Когда ученого спросили о судьбе тех, кто ничего не знал об Исламе, он ответил: «Я боюсь, что Аллах призовет нас к отчету за то, что мы не передали то сообщение, которое должны были передать». Каждый из нас должен призывать к Исламу – религии истины и справедливости и служить примером для своей семьи, друзей, соседей и для всего человечества.

// Из книги Тарика Рамадана «Призыв к Исламу на Западе»